В течение дня ребёнок в детском саду сталкивается с большим количеством эмоциогенных ситуаций. Однако, в силу особенностей детской нервной системы, малышу требуется помощь взрослого для осознания и проживания возникающих у него эмоций.
Часто случается, что ребёнок, весь день спокойно играющий и участвовавший в жизни группы, меняет своё поведение, становится капризным, непослушным, требует те или иные вещи, принадлежащие родителям. Это детский способ снять напряжение с помощью того, кому можно доверить свои слёзы и непослушание. Конечно, родитель может порадоваться, что ребёнок ему доверяет, но техническая сторона вопроса далеко не самая приятная, особенно после тяжелого дня.
Вот несколько рекомендаций, которые позволят повысить качество Вашего вечера с ребёнком:
- Выделите время для плотного общения с ребёнком. Даже если это будет хотя бы 15 минут, в эти 15 минут не проверяйте мессенджеры, не пытайтесь сделать домашние дела. Пусть это время принадлежит только вам двоим (или троим, четверым и т.д., если к вам присоединится другой родитель, другие дети).
- Будьте на одном уровне с ребёнком, например на полу. Смотрите ему в глаза, устанавливайте зрительный контакт.
- Дайте малышу много физического контакта: «обнимашки», поглаживания, почёсывания, «щекотушки» и т.д. Прикосновения благотворно влияют на нервную систему, способствуют снятию стресса и формированию здоровой эмоциональности ребёнка.
- Экранное время (мультфильмы) — желательно не позднее чем за час до сна. Старайтесь выбирать добрые сказки или истории с выстроенным сюжетом хорошим концом, а не так называемые «развивающие» дидактические пособия с перечислением предметов одной категории и их свойств. Интеллектуальной нагрузки ребёнку хватает в течение дня. А сказки – древнейшее и проверенное веками средство развития. Они способны регулировать эмоциональное состояние ребёнка.
- Начните Ваше совместное время с активности, а потом потихоньку переходите на спокойную деятельность.
- Перед сном используйте какой-то ритуал: действие или ряд действий, обязательно повторяющихся каждый вечер. Ритуал следует организовать так, чтобы он был направлен на пространство вокруг ребёнка. Это такое опосредованное действие, мягко подводящее ко сну. Ребёнок видит, что взрослые одинаково, как и в другие дни, задергивают шторы, кладут одну и ту же пижаму на кровать, наливают молоко в одну и ту же кружку, и понимает, что пришло время для сна.
Автор статьи: Шарыпова Татьяна Николаевна, педагог-психолог отдела «Алиса».